26. Iivananpäivä. Kešäpäivänšeisatušaika. Petrunpäivä. – Иванов день. Летние Святки. Петров день.
Iivananpäivä. Kešäpäivänšeisatušaika. Petrunpäivä. – Иванов день. Летние Святки. Петров день.
Аудиозапись лексики.
Iivananpäivä 07.07 (24.06) |
|
lempi |
лемби, славутность |
noštua lempie |
поднять лемби |
käyvä vaššakšešša |
ходить за вениками |
Kešäpäivänšeisatušaika 07.07-11.07 (24.06-29.06) |
Летние святки |
polttua ropivuo |
жечь костер |
Petrunpäivä 11.07 (29.06) |
Петров день |
Карельско-русский разговорник.
Аудиозапись примеров из разговорника.
Iivananpäivä. – Иванов день.
Kešäpäivänšeisatušaika. – Летние святки.
Petrunpäivä. – Петров день.
Mitä Iivananpäivän uattona luajitah? – Что делают накануне Иванова дня?
Iivananpäivän uattona lempie noššetah. – Лемби поднимают накануне Иванова дня.
Iivananpäiväštä ruvetah vaššakšie šuamah. – С Иванова дня начинают заготавливать веники.
Vaššat luajitah rauvuškoivušta. – Веники делают из березы повислой.
Образцы карельской речи.
Аудиозапись образцов речи.
1.
– Mitä Iivananpäivän uattona luajitah?
– Iivananpäivän uattona lempie noššetah.
– Что делают накануне Иванова дня?
– Лемби поднимают накануне Иванова дня.
2.
Iivananpäivän uattona noššetah lempie. Iivananpäiväštä ruvetah vaššakšie šuamah. Vaššat luajitah rauvuškoivušta. - Накануне Иванова дня поднимают лемби. С Иванова дня начинают заготавливать веники. Веники делают из березы повислой.
Культура и традиции.
Промежуток времени между Ивановым и Петровым (29.06/12.07) днями у карелов считался праздничным: это было время “поворота”. На большей части территории карелов этот шестидневный промежуток времени называли Kešäpäivänšeisatušaika.
Время летнего солнцестояния было связано, с одной стороны, с множеством запретов и ограничений, с другой – наполнено различными магическими приемами и действиями, что в целом должно было обеспечить дальнейшее благополучие, помочь обрести личное счастье.
До Иванова дня нельзя приносить в дом цветы или травы. Если же дети случайно принесут, то надо быстро от них избавиться, так как вместе с ними в доме появятся все зловредные насекомые – мошкара, мухи и т.д. Замечали, что в тот дом, куда принесена трава или листья из леса до Иванова дня, чаще ударяет молния при грозе. Трава вырастает полностью (больше не растет) в ночь на Иванов день. После этого ее уже можно срезать и приносить в дом.
В средней и северной Карелии запрещалось рубить лес, ломать ветки, даже убивать комаров – вообще так или иначе нарушать целостность и покой природы. Не следовало также звонить в колокола; карелы-ливвики обматывали даже колокольчики у коров. Чтобы коровы хорошо доились, их тайно кормили осокой, парили для них можжевеловые и ольховые ветки.
Считалось, что веники, заготовленные в период между Ивановым и Петровым днями, сохраняют целебные свойства. Для бани в период “летних святок” готовили особые веники с набором различных веток, полевых цветов, колосьями ржи, травами; при топке бани следовало использовать дрова от разбитого молнией дерева, мыться “живой водой” – заговоренной водой из родника или ручья. Девушки готовили специальные ольховые веники и прятали в них клочки волос, взятые у трех парней. В праздничной бане мать или бабка парили этим веником девушку, произнося заговоры для поднятия ее славутности.
Лемби поднимется, если ночью перед Ивановым днем взять с 27 трёхствольных сосен со среднего ствола дров и истопить ими баню. Потом взять ветки с 9 берез и сделать из них веник. Из 3 порогов и 3 родников взять воды и вымыться ею. Остатки воды отнести обратно в пороги и родники, откуда вода была взята.
В летние Святки некоторые девушки раздеваются догола и катаются в ржаном поле того дома, где живут парни, чтобы поднять лемби.
Ночью на земле блестят светлячки. Если поймаешь светлячка шелковым платком, то он превратится в клад.
В Иванову ночь жгли костры. В них сжигали старые бороны и сохи, берестяные кошели, разбитые бочки, лодки. Костры устраивали у воды или на возвышенном месте, и у них собиралась молодежь окрестных деревень; пели старинные песни, плясали под гармонь, прыгали через костер. Дым от костра считался очищающим.
Ночью в канун Петрова дня, завершающего праздничный период, в северной Карелии рыбаки ходили ловить рыбу неводом или на блесну, чтобы обеспечить успех в рыбной ловле на весь год, поскольку св. Петр был покровителем рыбаков и рыбной ловли. “Pyhä Petri – verekšillä”, т.е. “Святой Петр – на свежую уху”.